Ораниенбаум — дворцово-парковый ансамбль

Нынешнее название города Ломоносов, когда-то он назывался Ораниенбаум. Он находится всего лишь в 40 км от Петербурга, всемирно знаменит архитектурой и парками 18 века. В начале 1711 года заложили загородный дворец для князя Меньшикова, назвали Ораниенбаум, из-за того что там в теплицах выращивали апельсины. Позднее с начала 80-х гг. 18-ого столетия поселение стали считать городом.

Меньшиковский дворец

Это было первое здание в ансамбле, спроектированным зодчими Шеделем и Фонтаном. Пара крыльев, отходящие от центра образуют арку из галерей, заканчивающуюся двумя павильончиками. Здание П-образной формы, длиной более 200 м построено в барочном жанре с шикарным экстерьером и интерьером.

Нижний сад находится впереди Большого дворца, его площадь занимает чуть менее 5 га. Это регулярный французский парк. Центральная аллея окружена елками, клёнами и липами. Её украшали фонтанчики и статуи. За военный период дворец понёс значительное разрушение, а теперь ведутся восстановительные работы по сохранившимся чертежам.

В нем много аллей, запутанных переходов с водоемами, протоками, мосточками, с прекрасными пейзажами во все времена года.

Аллея, ведущая в западную сторону от Китайского домика, ведет к необыкновенному голубоватому строению – Катальная горка. Ранее оно эксплуатировалось для развлечения, в летнее время года там люди скатывались по деревянным откосам на предназначенных тележках.Здание красиво декорировано галереями и колоннадой. Внутри находится Круглый зал с мраморным полом и белой фарфоровой отделкой.

к содержанию ↑

Три хозяина Ораниенбаума

Меньшиков, петровский фаворит, был первым владельцем дворца. Он жил с размахом, и это позволил ему построить загородные резиденции на окраинах Петербурга, в том числе Ораниенбаум.

Строительство длилось около 20 лет. Шикарные палаты едва не перестроили в лазарет, поскольку к власти пришла Елизавета, и подарила имение одному из своих наследников – им стал царь Пётр III, и вместе с тем уступив для него своего зодчего – Растрелли.

По особенному плану здания можно было судить о супружеской жизни Петра III и Екатерины II.

В апартаментах Екатерины находится секретный ход для её фаворитов.

 

Под комнатами Петра расположились комнаты для Екатерины Воронцовой, куда вела скрытая лестница.

У хозяев было сильное стремление к творчеству: поблизости выстроили Картинный дом, в составе которого были оперный театр, пинакотека, книжное собрание и музей чудес. Петр III взялся за руководство театром и поставил итальянскую оперу.

Он учредил школу, выпускниками которой оказались знаменитые артисты, а сам лично он любил игру на скрипке.

По свидетельству его воспитателя у Петра Фёдоровича был хороший дар к музыке. Он учился игре на скрипке у итальянских музыкантов, и часто выступал, играя на одной сцене с оркестром в качестве партнёра, иногда фальшивил и допускал пропуски из-за трудных мест. Но музыканты подбадривали его, он верил в себя и играл более чётко и восхитительно.

Пока в увлечении Петра Федоровича оставалась музыка и военные игры в своих забавных крепостях, у Екатерины тоже появилось интересное занятие, она надевала мужское платье, и вместе с егерем садилась в рыбачью лодку и уходила в море на две версты.

Появлялся князь позднее с завтраком, потом они следовали дальше вместе; а если нет, выстрелы во время охоты производили по отдельности.

Известный архитектор Ринальди был приглашен в Ораниембаум для строительства дворца для Петра III.
Небольшой изысканный дворец с изумительной лепкой в жанре рококо заметно отличался от роскошного барокко.

Согласно моде существенно меняется внутреннее пространство, появляются небольшие светлые комнаты с обилием забавных вещиц. Тогдашняя тенденция требовала использовать китайские предметы, таким образом, кроме Дворца по инициативе Ринальди начали строительство китайского дворца. Там устраивали праздничные мероприятия, организатором которых была Екатерина. Ринальди по распоряжению Екатерины в отдалённом местечке сконструировал деревянную платформу на колесах, на ней размещался оркестр на 60 музыкантов.

Сцена с декоративным занавесом расположилась на садовой дорожке, на противоположной стороне поставили столики для трапезы. Летним вечером, император, жители Ораниенбаума и приезжие гости из Кронштадта и Петербурга двинулись в иллюминированный сад.

После первого кушанья, гости увидели, как начал подниматься занавес, на аллее показался вдалеке оркестр, движущийся на телеге, которую тянули 20 быков, украшенных гирляндами: оркестр был окружен танцевальными ансамблями. Дорожку освещала яркая иллюминация. В момент остановки оркестра, на небосклоне показался месяц прямо над колесницей.

Необычайное действо поразило всех. Всем не терпелось встать и подойти ближе, чтобы услышать симфонию и воочию увидеть представление. Музыка отзвучала, занавес опустили, застолье продолжилось, и после второго яства заиграл духовой оркестр, и закричал скоморох, появившийся на публике, зазывающий в лавки с бесплатной лотереей.

Ярко освещённые лавочки с фарфором, цветами, лентами, веерами, и аналогичными товарами предлагали товары по билетам. Как только раздали все вещи, всем предложили десерт, а затем все танцевали до 6 утра. Все это вызвало восторг у гостей, и они похвалили великую княгиню с её торжеством, её старанием; все были довольны прекрасным вином, обильным застольем.

Она устроила все за свой счёт, потратила 15 тыс. рублей, зарабатывая в год всего 30000.

А для своего мужа через 5 лет Екатерина организовала вовсе другое празднование. По легенде в парке Ораниенбаума до сегодняшних дней ночами слышно звучание скрипки скончавшегося царя…

Екатерина по максимуму приспособила Ораниенбаум как увеселительное место: разные лабиринты, 18 китайских домиков из дерева – у каждого из них по свой садик, часовенка, оранжерейка, карусель. Но до сегодняшнего дня остался только павильон Катальной Горки.

На самом деле он является миниатюрным и поразительно изысканным дворцом с шикарными кабинетцами – Фарфоровым, Охотничьим, Круглым.

Этот павильон можно было бы назвать как «американские горки» (кстати их называют русскими в Америке). Это не удивительно, они стали непременной чертой богатых русских усадьб. Скатиться с этой горки можно было с пристроенного выступа, состоящего из 4 горок, по ним можно было осуществлять запуск ладей, тележек в виде зверушек.

В дальнейшие 10 лет русские цари воздерживались Ораниенбаума – потому что это памятное место, где произошла печальная история с Петром III. Члены царской семьи проживали там тихо и спокойно без шикарных грандиозных торжеств в духе Екатерины II…

Каким Ораниенбаум можно увидеть в наше время?

В первую очередь это большой Меньшиковский дворец. Это шикарное здание, специально построенное для Меньшикова, до настоящего времени является центральным парковым объектом. Находящееся на горе, строение разделяет имение пополам: Нижний и верхний парки. Верхний парк включает Петерштадт и дачный комплекс с Катальной горкой и Китайским дворцом.

Нижний сад является регулярным садом, сейчас реставрируется. Большое дворцовое здание отреставрировано в полной мере и доступно посетителям.

Картинный дом, основанный Петром III, остался немзменным. В период войны там была школа, которая работала, несмотря на военные условия. Меньшиковский дворец и Катальная горка разделяются шикарным особнячком с малым водоемом и мостиками из камня. Говорится, что Ф.Растрелли спроектировал его, но это ничем не подтверждается. В здании проводились концертные мероприятия, празднества устраивали и внутри, и снаружи. В 19 столетии особнячок преобразился в лютеранскую церковь, над которой надстроили колоколенку. В 20-ом столетии ему возвратили первозданный вид. Экспозиция дворца включает скульптурные группы, там же располагается интерактивный кинозал и концертные подмостки.
Дворец Петра III.

Ранее он назывался Петерштадт, который построили лично для Петра Федоровича. У него была форма звезды с 14-тью концами и с четырьмя бастионами, Петр Федорович возглавлял гарнизон из военных, прибывших из герцогства Гольштейн. В крепости располагался склад с оружием, домик коменданта, плац для строевой подготовки и собственно дворец Петра III. Ещё в 19-ом столетии крепость разобрали, сохранились целыми только Въездные ворота и дворец. Внутреннее убранство сохранило стиль 18 века: Живописная галерея, Кабинет, Китайская спальня, лепнина созданы по дизайну зодчего Ринальди. Сегодня дворец считается музейным ансамблем. Он окружён исключительно прекрасным садом с водоемами. Мостик объединяет парк с усадьбой.

Китайский дворец созданный Антонио Ринальди для Екатерины II располагается в чаще Верхнего парка. Он Китайским назван был позднее из-за внутренней отделки в китайском виде с настоящими предметами Японского и Китайского декоров. Очень известной комнатой этого дворцового здания считают Стеклярусный кабинет, украшенный холстами с вышивкой стеклярусом. Китайский дворец в стиле рококо, сохранил истинные интерьеры 18 столетия. Сейчас завершаются его реставрационные работы. 33-х метровое здание Павильона Катальной горки, состоит из нескольких ступеней, необыкновенно красивое здание, внутренняя отделка которого также представляет истинный интерьер 18 столетия: Круглый зал украшенный росписью, позолотой и лепниной; Фарфоровый кабинет с Саксонскими орнаментами. Павильон Катальной горки совсем недавно завершил реставрационную кампанию, и теперь работает как музейное заведение.

Невозможно не восхититься тишиной и спокойствием пейзажного парка, любопытной историей этого дворцового ансамбля, замечательно отреставрированными объектами. Знакомясь с пригородами Петербурга, надо обязательно посетить этот уголок природы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *